КАРТА САЙТА
На главную

ВНИМАНИЕ!!! Продолжается дополнительный набор взрослых и детей в группы начального уровня по ЁСИНКАН АЙКИДО и в группы для совершенствующихся скидки до 20%

Виртуальный додзе

Прикладные техники


Практическое применение айкидо

В предыдущих разделах рассматривались базовые формы наиболее часто используемых приемов Айкидо. Их изучают в виде форм, и это дает уверенность, что после повторных тренировок все важные элементы движений будут выполняться рефлекторно.

Как только эта стадия будет достигнута — не раньше, — использование приемов в различных положениях и ситуациях станет не только возможной, но и естественной реакцией. Поэтому бесполезно рекомендовать определенный способ защиты, например, при нападении человека с ножом. Вряд ли даже эксперт сможет сказать, что бы он сделал в определенной ситуации; его реакция будет инстинктивной, а выполнение приемов — автоматическим. Однако, каким бы бесполезным ни считал ученик повторение того, что часто выглядит просто отдельными движениями, он должен помнить, что это единственный способ достичь уровня подготовки, который когда-нибудь может спасти ему жизнь

-----------------------------------------------------------------------------------------------

1. Иккадзё Осаэ — «первый способ контроля»

Здесь рассматривается пример, когда может быть использован прием Иккадзё.

Тори хватает руку Укэ сразу, как только чувствует, что у него из кармана вытаскивают бумажник. Очевидно, он не может знать, какой прием собирается использовать, пока не почувствует тип захвата руки Укэ. В данном случае подготовка подсказывает ему, что положение наиболее естественно для выполнения Иккадзё.

Тори поворачивается лицом к противнику и оказывается в знакомом положении (фото 2, Ката-Моти Иккадзё Осаэ) .

В рассматриваемой ситуации места недостаточно, чтобы положить Укэ на землю, но это и не нужно. Как только равновесие Укэ нарушено за счет толчка левого локтя по направлению к голове, Тори может сильно ударить его о стену.

Заметьте, что большой палец Тори находится под локтем Укэ и сила движения направлена от таза Тори.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

2. Котэ-Гаэси — «скручивание кисти наружу»

Возьмем ту же ситуацию, что и в предыдущем случае, только на этот раз представим себе, что Укэ использует правую руку, чтобы вытащить кошелек — возможно, с целью быстро скрыться в направлении направо от камеры.
Опять Тори инстинктивно хватает руку Укэ, но в этом случае рука Тори естественным образом попадает в идеальное положение для выполнения Котэ- Гаэси. Вращательное движение Тори в направлении налево означает, что прием выполняется всем корпусом, а не просто одной рукой, и любая попытка Укэ продолжить движение в направлении предполагавшегося бегства приведет только к более быстрому действию Котэ-Гаэси.

Как только равновесие Укэ нарушено, Тори может нанести Атэми в открытую челюсть Укэ (5 и 6) или, используя удар Тэ-Гатаной по боковой стороне шеи Укэ, просто бросить его в стену (7).

-----------------------------------------------------------------------------------------------

3. Сихо-Нагэ — «бросок на четыре стороны»

Это почти учебный вариант Сихо-Нагэ.

Укэ захватил оба запястья Тори. В момент захвата Тори вытягивает пальцы (эта реакция должна быть автоматической при постоянной отработке базовой техники). Тори захватывает правое запястье Укэ своей правой рукой (2). Поворот Тори и движение ее рук точно соответствуют описанным выше
Заметьте, что захват руки Укэ и начало поворота Тори должны выполняться одновременно.

В этой ситуации предполагается, что Укэ, захватывая запястья Тори, одновременно толкает ее, заставляя двигаться назад или поворачиваться, как описано выше, чтобы сохранить равновесие. В случае отсутствия попытки вывести Тори из равновесия Укэ чувствителен к Атэми, и в применении Сихо-Нагэ нет ни пользы, ни необходимости.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

4. Никадзё Осаэ — «второй способ контроля»

Вот пример одного из вариантов Никадзё Осаэ. При захвате за талию сзади Тори нужно сначала ослабить хватку Укэ (2). Тори бьет по тыльной стороне кисти Укэ( примерно по ее центру) вторым суставом среднего пальца. Боль заставит Укэ ослабить хват, после чего наиболее эффективным захватом, который сможет использовать Тори, будет приводящий к Никадзё Осаэ.

Как только Тори делает полшага вперед и поворачивается лицом к Укэ, она попадает в позицию, показанную, и далее с этого момента движение соответствует базовому Кататэ-Моти Никадзё Осаэ за исключением того, что, как только Укэ вынужден упасть на колени, Тори наносит Атэми коленом ему в лицо, поскольку не хватает места, чтобы закончить базовое движение и перейти к полному контролю Укэ.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

5. Никадзё Осаэ — «второй способ контроля»

Вот пример, когда базовая техника может быть использована без изменений — см. Ката-Моти Никадзё Осаэ. Большое преимущество этой техники — возможность использования при ограниченном пространстве.

Следует подчерк-нуть два момента. Важно нанести удар Атэми в момент захвата Укэ с целью не столько повредить ему, но, скорее, на короткое время напугать. При этом движении его равновесие

должно быть нарушено, и это делается за счет попытки взглянуть вверх на Тэ-Га-тану правой руки Тори (3); поэтому нужно не упустить момент этого движения вверх после удара, чтобы начать толкать Укэ на колени.

Опять же, если не поднять локоть Укэ, дальнейшее движение вниз будет неэффективным

-----------------------------------------------------------------------------------------------

6. Санкадзё Осаэ — «третий способ контроля»

Вот случай прямого применения Санкадзё.

Тори снимает захват Укэ, разводя локти и опуская корпус (сгибая колени, но не наклоняясь в талии). Повернувшись, она наносит Атэми локтем в солнечное сплетение Укэ и хватает его левую руку. Ясно, что такой захват выглядит наиболее естественным в такой позиции (3) и одновременно оказывается идеальным для Санкадзё.

С этого момента движение соответствует базовому,за исключением

того, что при ограниченном пространстве лучше бросить Укэ в стену, чем класть на землю и контролировать.

Обратите внимание на перемещение ног Тори при движении. Она делает подшаг вперед левой ногой, одновременно вынося вперед запястье Укэ (4). Поднимая его выше, она делает еще один подшаг

левой ногой и поворачивается на правой ноге (5); наконец, бросая Укэ от себя, она делает шаг вперед правой ногой (6). Еще раз, однако, нужно отметить, что при достаточном уровне отработки базовой техники ноги будут двигаться естественно.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

7. Санкадзё Осаэ — «третий способ контроля»

Вот другой пример Санкадзё .Когда рука Тори обхватывает плечо Укэ, это дает идеальную возможность хвата, предшествующего Санкадзё. Выполнив захват, Тори сразу же начинает опускать корпус (держа спину прямо) и поворачивается (2, 3).

Обратите внимание на положение ног Тори при выкручивании запястья Укэ (4). На фото 4а, 46 и 4в с разных сторон показано положение рук Тори в этот момент. Равновесие Укэ при этом нарушено настолько сильно, что, как только Тори перемещает свою левую руку на плечо Укэ и толкает (5, 5а), требуется очень мало силы, чтобы отбросить его довольно далеко (6).

Заметьте: закручивая руку Укэ, левой рукой нужно двигать кисть Укэ к его подмышке.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

8. Санкадзё Осаэ — «третий способ контроля»

Вот почти базовое движение Сёмэн-Ути Санкад зё Осаэ.

Начальные движения такие же, как в предыдущем случае, поскольку захват Укэ не отличается, но как только Тори оказывается в такой позиции, как на фото 4, движение продолжается так, как показано на иллюстрациях начиная с фото 3.

В этом случае, поскольку действие происходит на открытом месте, можно продолжить движение и довести Укэ до положения полного контроля.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

9. Хидзи Осаэ — «контроль локтя»

В этом приеме, который называется Хидзи Осаэ, используется та же техника, что и в Хидзи-Дзимэ , за исключением того, что давление на локоть Укэ выполняется за счет Тэ-Гатаны.

Почувствовав, что Укэ собирается нанести прямой удар правой рукой, Тори начинает переносить вес тела на левую ногу так, чтобы можно было использовать ее как ось вращения, и поворачивается, уходя от удара вправо (1).

Поймав запястье Укэ, Тори за счет Тэ-Гатаны по локтю выполняет рубящее закругленное движение по часовой стрелке, пока рука Укэ не оказывается плотно прижатой к колену Тори.

Опускание вниз должно быть плавным, синхронизированным с движением Укэ вперед и должно как бы «обмотать» Укэ вокруг левой ноги Тори — его собственной оси вращения.

Заметьте, что ноги Тори должны быть в правильной позиции, дающей максимальную устойчивость при выполнении движения.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

10. Кокю Вадза — «дыхательные приемы»

Вот хороший пример Кокю Вадза, в котором встречное движение, концентрация силы (Сютю-Рёку) и синхронизированность собственных движений с движениями противника приводят к победе.

Снова Укэ сильно бьет кулаком правой руки, но Тори не может применить Хидзи Осаэ, как в предыдущем примере, поскольку у него впереди другая нога. Вместо этого он переносит вес тела на правую ногу (1), которую использует как ось вращения при повороте таза. Одновременно он захватывает запястье Укэ, не прекращая его движения вперед (2), синхронизирует поворот своего корпуса по часовой стрелке с направленным вперед движением Укэ, усиливая это движение (2, 3), и маховым движением (ребром ладони вверх) приводит свою правую руку под правую руку Укэ (3).

Продолжая поворачивать таз и тянуть руку Укэ вниз, одновременно закручивая ее влево, Тори полностью выводит его из равновесия и бросает (4, 5). Элемент Кокю в этом приеме состоит в умении почувствовать, когда давать выход сконцентрированной энергии, т. е. ощутить момент, когда нужно изменить направление движения Укэ вперед и повести его по спирали вниз. Обратите внимание на Дзан-син (6). Тори сохраняет крепкую стойку, не отвлекая внимания от противника.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

11. Котэ-Гаэси — «скручивание кисти наружу»

Вот пример применения Котэ-Гаэси в тесном и заполненном предметами пространстве, когда Тори не может, в частности, использовать ноги.

Поняв, что готовится нападение, Тори двигается назад, перенося вес на левую ногу, которую он должен использовать как ось вращения, чтобы уклониться от нападения (1). Открываясь, он хватает руку Укэ сверху — опять же не останавливая движения Укэ вперед, пока равновесие Укэ не нарушается (2).

Обратите особое внимание на захват (2а) и положение большого пальца (За).

Как только начинается движение Укэ вперед, Тори начинает выполнение Котэ-Гаэси.

Важно, что правая рука Тори должна только лежать на левой руке Укэ без настоящего ее захвата (4а). Резкое направленное вниз закручивающее движение правой руки положит Укэ на землю.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

12. Прямой удар

Это последнее движение — хороший пример того, как в некоторых ситуациях могут быть эффективны простые короткие приемы. Действительно, это должно быть критерием выбора приемов самообороны; чем проще прием, тем быстрее он может быть выполнен и, что еще важнее, тем меньше вероятность вашего поражения противником.

В этой ситуации Укэ, схватив бутылку, должен сделать достаточно длинное движение правой рукой, в то время как Тори делает более короткое и более быстрое движение.

Основанием ладони он наносит удар снизу вверх по лицу Укэ. Одновременно вставая на ноги, он вкладывает в удар весь вес своего тела.

Сразу после нанесения удара важно сохранить контакт и, делая шаг вперед левой ногой, повалить противника на землю.

На этом завершается та книга Годзо Сиоды, которая послужила исходным материалом для настоящего перевода.

Контакты:  Москва
e-mail: [email protected]

ICQ:ICQ status 291225156
tel.: (495) 211-3090
Предыдущая страницаВ началоСледующая страница
На главную

copyright © 2005 Moscow Yoshinkan Aikido Federation «Seieikan dojo»